Система вентиляции автосервиса
Станция технического обслуживания (СТО) автомобилей — объект с повышенным загрязнением воздуха. Для его очищения устанавливают вентиляционную систему. Она нагнетает свежие массы и удаляет из помещений отработанный воздух с вредными примесями. Вентиляция уменьшает риск возникновения пожара и создает безопасные условия для работы сотрудников автосервиса. Система вентиляции автосервиса обогащает воздух кислородом и уменьшает содержание в нем вредных частиц. В помещениях СТО наблюдается высокая концентрация:
- Выхлопных газов. Автомобиль с заведенным двигателем выделяет опасный для жизни угарный газ, альдегиды, углеводородные и другие вредные соединения.
- Лакокрасочных материалов (ЛКМ). Максимальная их концентрация наблюдается в покрасочных камерах. Скопления паров ЛКМ опасны для здоровья.
- Паров горючего, масла. Испарения топлива и смазочных материалов тоже повышают риск возгорания, которое происходит от искры или потока горячего воздуха.
- Влаги и паров очистителей. Избыточная влажность вызывает коррозию металлических деталей и инструмента, уменьшает срок их эксплуатации. А испарения очистителей для мойки автомобилей и чистки двигателей содержат агрессивные вещества, которые опасны для кожи, глаз и органов дыхания.
Для автосервиса важно низкое содержание в воздухе пыли. Оседая на окрашенные поверхности, она портит лакокрасочное покрытие. Поэтому вентиляция СТО оснащается многоступенчатыми системами фильтрации, которые задерживают пылевые частицы размером до 0,1 мкм.
Требования к вентиляции автосервиса
- осуществлять воздухообмен в нужном объеме
- удалять избыток влаги (это скорее относится к автомойкам, которые часто находятся прямо в помещении самого сервиса)
- очищать помещение от выхлопных газов (одно из самых важных требований к работе любого сервиса)
- фильтровать от пыли поступающий воздух (очень актуально для московских и подмосковных автосервисов)
- избавлять воздух от паров и примесей лакокрасочных изделий
+7 (495) 374-74-69
ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
КОНТАКТЫ
г. Москва, Холодильный переулок, 3к1с3
Телефон: +7 (495) 374-74-69
E-mail: info@sistemiventilyacii.ru
Есть ли у Вас возникли вопросы в расчетах и стоимости работ, отправьте нам заявку сейчас, и мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Типы вентиляции
Для СТО применимы 3 схемы вентиляционных систем:
- естественная;
- общеобменная принудительная (механическая);
- принудительная местная.
Устройство естественной вентиляции допускается только в мелких автомастерских площадью до 50 кв. м.
Приток и отток при естественном вентилировании происходит в результате разницы давлений и температур внутри и снаружи. Воздух проникает через окна, двери, а выходит через вытяжные отверстия. В зависимости от типа помещения их располагают на потолке, в подпотолочном пространстве, на стенах, на полу. Плюсы системы:
- долговечность;
- отсутствие специального оборудования;
- простой монтаж и обслуживание.
Минусы естественной вентиляции:
- низкая производительность, зависимость от погодных условий,
- отсутствие воздухоподготовки и систем фильтрации,
- высокие тепловые потери.
Механическая общеобменная вентиляция — система, обеспечивающая принудительный приток свежего и отток отработанного воздуха. Ее оснащают приточными и вытяжными вентиляторами, которые перемещают воздушные потоки в соответствии со схемой воздухообмена.
Плюсы принудительной вентиляции:
- высокая производительность;
- фильтрация и подготовка воздуха перед подачей;
- автоматический контроль микроклиматических параметров;
- независимость от погодных условий;
- возможность установки рекуператора для снижения тепловых потерь.
Недостатки:
- высокий расход энергии на воздухоподготовку,
- сложный монтаж и обслуживание.
В крупных автосервисах с покрасочными боксами, автомойками с повышенной загрязненностью воздуха дополнительно устанавливают местную вентиляцию. При такой схеме раструб подают к месту работы с помощью гибкого канала с вентилятором. Он удаляет отработанный воздух вместе с загрязнениями, предотвращает их попадание в общий поток.
Местная вытяжка не требует много электроэнергии. Ее используют только совместно с общеобменной вентиляцией.
Пример расчета вентиляции автосервиса
Расчет вентиляции делают для каждого автосервиса индивидуально. Комплектация и мощность оборудования зависят от высоты пролетов, количества и типа вредных выбросов, архитектурных особенностей объекта, его площади. Объем полного воздухообмена (ОПВ) рассчитывают по формуле: ОПВ = ОП*МКВ,
где ОП — объем помещения (кв. м), МКВ — минимальная кратность воздухообмена (крат/час).
Так, если площадь СТО 100 кв. м, а МКВ — 5 крат в час, то ОПВ = 100*5 = 500 кубометров в час.
Для крупных автосервисов также применяется формула с учетом концентрации углекислого газа в помещениях:
НПВ = (20 + 0,1*СРПА)*КА + 0,1*ЧДА*СРПДА, где
НПВ — необходимая производительность вентиляции, СРПА — среднее расстояние, проходимое автомобилями, КА — количество авто в помещении, ЧДА — число дополнительных авто (которые заезжают временно), СРПДА — среднее расстояние, проходимое дополнительными автомобилями.
Пример расчета для автосервиса, в котором находятся 20 постоянных и 10 дополнительных автомобилей. Первые проходят среднее расстояние 30 м, вторые — 10:
НПВ = (20 + 0,1*30)*30 + 0,1*10*10 = 700 (кубометров в час)
Контактный телефон
Пн-Вс: 09:00 - 19:00
Форма заявки
Нормы проектирования вентиляции СТО
Вентиляция в автосервисе проектируется в соответствии с нормами и требованиями нормативных документов:
- Свод правил 113.13330.2012. Регламентирует безопасность зданий и сооружений.
- СНиП 2.07.01-89. Устанавливает правила хранения и обслуживания ТС.
- СНиП 21-01-97. Устанавливает требования к пожарной безопасности зданий и сооружений.
- СНиП 21-02-99. Нормирует условия на автостоянках.
Требования нормативных документов к параметрам воздуха в автосервисе и нормам воздухообмена:
- Температура: +20 °С в рабочих помещениях, не менее +5 °С на автостоянках.
- Кратность воздухообмена: 4–6 крат/час на стоянках для автомобилей, 20–30 крат/час — для мастерских и помещений техобслуживания.
- Производительность местной вытяжной вентиляции, подключаемой гибким шлангом к выхлопной трубе — от 240 до 800 кубометров в час в зависимости от
- мощности двигателя автомобиля.
- Кратность местной вытяжки в местах резки, шлифовки и сварки деталей кузова авто — 100–150 крат/час . Диффузоры располагают по бокам и сверху.
Нормы притока и оттока, скорости воздушных потоков, микроклимата в помещениях зависят от их назначения. Поэтому требования к вентиляции шиномонтажных, заправочных, моечных, покрасочных, контрольно-диагностических и других блоков СТО различаются.
После завершения работ мастера запускают вентиляцию и измеряют параметры воздушных потоков: их скорость, температуру, концентрацию вредных веществ. Затем они проводят инструктаж работников автосервиса для ознакомления с правилами эксплуатации вентсистемы.
Этапы монтажных работ
Наша компания проектирует и устанавливает вентиляцию для автосервисов и СТО. Устройство вентиляции включает этапы:
- Расчет производительности системы и разработка проекта с учетом требований нормативных документов, архитектурных особенностей здания.
- Подбор и закупка вентиляционного оборудования, вспомогательных элементов для его установки. Их доставка на объект.
- Прокладка воздуховодов, их герметичное соединение.
- Монтаж основных узлов вентиляции.
- Пробный запуск системы для проверки герметичности.
- Пуско-наладка вентоборудования.
Как правильно подобрать вентиляционное оборудование
- Долговечность. Металл подвержен воздействию влаги и агрессивных сред. Поэтому в автосервисах прокладывают воздуховоды из поливинилхлорида (ПВХ). Это нейтральный материал, устойчивый к коррозии и различным химическим веществам.
- Герметичность. Стыки отдельных элементов вентиляции тщательно герметизируют, чтобы отработанный воздух с вредными испарениями и пылью не проникал через щели.
- Химическая стойкость. В моечных блоках, покрасочных камерах в воздух попадает много химии. Она агрессивно воздействует на все узлы воздухообменной системы. Поэтому вентиляционные короба и приборы защищают, покрывая слоем полимерного материала.
- Отсутствие зон застоя. Воздушные потоки циркулируют от точек притока к вытяжным отверстиям по всей площади объекта.
- Безопасность. Для снижения травматизма в автосервисе, вентиляционное оборудование помещают в защитные короба.