Системы вентиляции магазинов
В магазинах с различным ассортиментов товаров необходимо поддерживать заданные параметры воздуха (температуру и влажность). Для соблюдения норм предусматривают приточно-вытяжные вентиляционные устройства и системы кондиционирования, установленные в торговых залах, складских и административных комнатах. Вентсистема, согласно ряду нормативных документов (СНиП 2.08.02.89, СНиП 2.04.05-91 и др.), предназначена для сохранности товаров, а также комфортного пребывания покупателей и персонала. При больших скоплениях людей в закрытом помещении скапливаются недопустимые концентрации:
- углекислого газа;
- болезнетворных микробов;
- пыли;
- вредных летучих соединений
Типы вентиляции
Выбор вентиляционной установки зависит от нескольких факторов:
- товарной специализации;
- количества, площади и предназначения помещений;
- этажности здания;
- местоположения – в отдельно стоящем здании или только его части.
+7 (495) 374-74-69
ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
КОНТАКТЫ
г. Москва, Холодильный переулок, 3к1с3
Телефон: +7 (495) 374-74-69
E-mail: info@sistemiventilyacii.ru
Есть ли у Вас возникли вопросы в расчетах и стоимости работ, отправьте нам заявку сейчас, и мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Вентиляция для магазина бывает нескольких типов:
- По способу подачи воздуха – естественная (обычное проветривание) и принудительная (с использованием нагнетательного оборудования).
- По назначению – приточная вентиляция магазинов (подающая поток снаружи), вытяжная (удаляющая отработанные загрязнения), приточно-вытяжная (совмещающая в себе оба вида).
- По локальности воздействия – местная (действует на определенном участке: вытяжные зонты, воздушные подушки и др.) и общеобменная (очищает воздух во всем помещении).
- По конструкции – бесканальная (вентилятор в стене или перекрытии) или канальная (состоит из оборудования, соединенного воздуховодами).
Требования и нормы
Системы вентиляции магазина предусматривают в зависимости от размеров торговых площадей:
- Для торговых точек площадью менее 250 м² допускается естественное проветривание подсобных помещений.
- При площади менее 400 м² используются принудительные общеобменные устройства приточно-вытяжного типа.
- В торговых залах площадью 500-600 м² допускается применение рекуператоров.
- Для супермаркетов и торговых центров с зональным разделением на товарные группы обязательно использование центрального кондиционера.
В соответствии с нормами СанПин вентиляция магазинов оснащается оборудованием для рециркуляции: вторичное использование воздуха после многоступенчатой фильтрации и разбавления свежими воздушными массами.
- вентиляция продуктового магазина предусматривает режим поглощения лишнего тепла от спецоборудования, людей, а также всех видов излучения, обязательно проводится проверка на ПДК угольного ангидрида или углекислоты (СО2);
- при расчете учитывают, что для покупателей и продавцов выделение СО2, независимо от времени суток и периода года, составляет около 20 л. в час на одного человека;
- для магазинов, расположенных на 1-х этажах общественных и жилых домов, проектируют автономные системы, независимые от вентиляционных систем других частей строения;
- учитывается содержание углекислоты в атмосферном воздухе снаружи; стандартные параметры, которые берутся в расчет: в черте города — 0.5 л/куб.м., за городом 0.4 л/куб.м.;
- составляя проект вентиляции магазина, за расчет берут летние и зимние температуры, а, соответственно, и режимы подогрева и охлаждения;
- в разгрузочно-погрузочных помещениях рекомендуют устанавливать воздушно-тепловые завесы, чтобы создавать оптимальные условия для эффективной преграды холодных потоков воздуха зимой.




Проектирование
При проектировании учитываются требования нормативной документации, площадь объекта, перечень используемого оборудования и его мощность. Основные этапы:
Расчет воздухообмена для каждого помещения, размеров и количества воздуховодов, уровня шума.
Выполнение схем и чертежей с учетом пожеланий заказчика и дизайнера проекта.
Согласование планируемых работ со смежниками: строителями, электриками, сантехниками.
Составление проекта с сопроводительной документацией: пояснительной запиской, графиком работ, списком оборудования.
На стадии завершения рабочий проект заверяется обеими сторонами, после чего начинается монтаж.
В зависимости от ассортимента магазина, подбор вентиляционных устройств выполняется с учетом особых требований:
При продаже одежды – дополнительный контроль влажности.
Для точек реализации бытовой химии – наличие фильтров на вытяжках, при размещении в торговом центре должна быть автономная система.
Для продуктовых точек – использование дополнительного оборудования (кондиционеров, рекуператоров) из-за наличия холодильных шкафов, камер и витрин.
При продаже цветов – применение специального климатического оборудования для устранения неприятных запахов и влажности.
В жилом доме система устраивается с отдельной вытяжкой на крыше.
В торговом центре с делением на зоны устанавливается центральный кондиционер или система чиллер-фанкойл.
При разработке проекта учитываются размеры помещений, архитектурные особенности строений, ориентированность по сторонам света и т. д.
Расчет вентиляции
Требуется для подбора вентиляционного оборудования. Необходимые вычисления проводятся с учетом следующих норм и требований:
Вентиляция магазина в жилом доме устраивается автономно и не должна нарушать условия проживания.
Точки забора воздуха размещаются на уровне не менее 2 м над уровнем земли в местах наименьшего загрязнения.
Вытяжные трубы на крыше имеют высоту не менее 1 м.
Приточная вентиляция в магазине в жилом доме и других торговых точках оснащается системой фильтров и обогрева.
При расчетах исходят из средних показателей:
Для 1 постоянно пребывающего в помещении человека достаточно воздуха 60 м³/ч, для временно находящегося – 20 м³/ч.
В торговых точках непродовольственной группы на 1 чел. приходится 3,5-5 м², в продовольственных – 2,5 м².
Монтаж
Работы по установке вентиляции в магазине проходит в несколько этапов:
- Подготовка. Изучается проектная документация, закупается оборудование, проводится согласование работ. На месте проверяется доступность к точкам монтажа и подготавливаются пути для укладки коммуникаций.
- Монтаж. Подготовленные узлы системы после проверки работоспособности устанавливаются в запланированных местах и подсоединяются к коммуникациям.
- Пуско-наладочные работы. Проводится тестовый запуск с замером всех показателей работы системы.
- При несоответствии требованиям нормативных документов и планируемым параметрам мастера проводят переналадку вентиляции.
- Завершение монтажа. Сдача объекта в эксплуатацию – окончательные испытания в присутствии заказчика. По окончании подписывается приемо-сдаточный акт с передачей клиенту пакета проектной и технической документации.
Показатели кратности воздухообмена
№ п/п | Наименование помещений | Температура, °С в холодный период | Кратность воздухообмена* | |
приток | вытяжка | |||
1 | Продовольственный магазин до 250 м2 | 12 | — | 1 |
2 | Непродовольственный магазин до 250 м2 | 15 | — | 1 |
3 | Продовольственный магазин более 250 м2 | 12 | индивидуальный расчет | индивидуальный расчет |
4 | Залы рыночной торговли | 8 | естественный | естественный |
5 | Разгрузочные | 10 | по расчету | по расчету |
6 | Комнаты подготовки товаров к продаже | 16 | 2 | 1 |
7 | Комнаты приема и выдачи заказов | 12 | — | 1 |
8 | Залы демонстрации товаров | 16 | 2 | 2 |
9 | Хранение мучных и хлебобулочных изделий | 16 | — | 0,5 |
10 | Хранение гастрономических продуктов, одежды и обуви | 16 | — | 2 |
11 | Камера охлаждения мяса | 0 | — | — |
12 | Камера охлаждения рыбы | -2 | — | — |
12 | Камера охлаждения овощей и фруктов | 4 | 4 | 4 |
13 | Кладовые, упаковочные | 8 | — | 1 |
14 | Мастерские, лаборатории | 18 | 2 | 3 |
Особенности вентиляции магазина в жилом доме
Для торговых точек, встроенных или пристроенных к жилым домам разработан отдельный порядок ввода в эксплуатацию. Среди основных — получение санитарно-эпидемиологической службы на наличие ПДК вредных веществ, уровня шума, вибрации и других последствий неправильно работающей системы вентиляции. Основное правило при проектировании вентиляционных сетей — отсутствие последствий, нарушающих покой и условия жизни постояльцев квартир.
Кроме того, правилами предусмотрено требование о самостоятельной вентиляции магазина, расположенного в жилом доме и не соединяющейся с общей вентиляционной шахтой. Из этого следует особенное решение, связанное с устройством дорогостоящего вытяжного вентиляционного короба на фасаде дома. Сам короб закрепляется на фасаде, до самой крыши здания, возвышаясь над карнизом здания не менее чем на метр.