Вентиляция магазинов
В магазинах с различным ассортиментов товаров необходимо поддерживать заданные параметры воздуха (температуру и влажность). Для соблюдения норм предусматривают приточно-вытяжные вентиляционные устройства и системы кондиционирования, установленные в торговых залах, складских и административных комнатах. Вентиляция магазина, согласно ряду нормативных документов (СНиП 2.08.02.89, СНиП 2.04.05-91 и др.), предназначена для сохранности товаров, а также комфортного пребывания покупателей и персонала. При больших скоплениях людей в закрытом помещении скапливаются недопустимые концентрации:
- углекислого газа;
- болезнетворных микробов;
- пыли;
- вредных летучих соединений
Форма обратной связи
Типы вентиляции
Системы вентиляции в магазинах обязательно должны иметь механическое побуждение, естественная вентиляция не применяется при проектировании систем вентиляции магазинов. Для обеспечения гигиенических и технических нормативов, согласно требованиям, весь объем поступившего воздуха должен полностью (на 98-100%) компенсироваться вытяжной системой.
Выбор вентиляционной установки зависит от нескольких факторов:
- товарной специализации;
- количества, площади и предназначения помещений;
- этажности здания;
- местоположения – в отдельно стоящем здании или только его части.
Вентиляция для магазина бывает нескольких типов:
- По способу подачи воздуха – естественная (обычное проветривание) и принудительная (с использованием нагнетательного оборудования).
- По назначению – приточная вентиляция (подающая поток снаружи), вытяжная (удаляющая отработанные загрязнения), приточно-вытяжная (совмещающая в себе оба вида).
- По локальности воздействия – местная (действует на определенном участке: вытяжные зонты, воздушные подушки и др.) и общеобменная (очищает воздух во всем помещении).
- По конструкции – бесканальная (вентилятор в стене или перекрытии) или канальная (состоит из оборудования, соединенного воздуховодами).
Требования и нормы
Системы вентиляции магазина предусматривают в зависимости от размеров торговых площадей:
- Для торговых точек площадью менее 250 м² допускается естественное проветривание подсобных помещений.
- При площади менее 400 м² используются принудительные общеобменные устройства приточно-вытяжного типа.
- В торговых залах площадью 500-600 м² допускается применение рекуператоров.
- Для супермаркетов и торговых центров с зональным разделением на товарные группы обязательно использование центрального кондиционера.
В соответствии с нормами СанПин вентиляция магазинов оснащается оборудованием для рециркуляции: вторичное использование воздуха после многоступенчатой фильтрации и разбавления свежими воздушными массами.
- вентиляция продуктового магазина предусматривает режим поглощения лишнего тепла от спецоборудования, людей, а также всех видов излучения, обязательно проводится проверка на ПДК угольного ангидрида или углекислоты (СО2);
- при расчете учитывают, что для покупателей и продавцов выделение СО2, независимо от времени суток и периода года, составляет около 20 л. в час на одного человека;
- для магазинов, расположенных на 1-х этажах общественных и жилых домов, проектируют автономные системы, независимые от вентиляционных систем других частей строения;
- учитывается содержание углекислоты в атмосферном воздухе снаружи; стандартные параметры, которые берутся в расчет: в черте города — 0.5 л/куб.м., за городом 0.4 л/куб.м.;
- составляя проект вентиляции магазина, за расчет берут летние и зимние температуры, а, соответственно, и режимы подогрева и охлаждения;
- в разгрузочно-погрузочных помещениях рекомендуют устанавливать воздушно-тепловые завесы, чтобы создавать оптимальные условия для эффективной преграды холодных потоков воздуха зимой.
Таблица 1 - Показатели кратности воздухообмена
Тип помещения | Расчетная температура воздуха в холодный период года | Кратность воздухообмена в час (приток) | Кратность воздухообмена в час (вытяжка) |
---|---|---|---|
Торговые залы магазинов площадью 400 м2 и менее: продовольственных непродовольственных | 16 16 | По расчету | 1 1 |
Торговые залы магазинов площадью более 400 м2: продовольственных непродовольственных | 16 16 | По расчету | По расчету |
Разрубочная | 10 | 3 | 4 |
Разгрузочные помещения | 10 | По расчету | По расчету |
Помещения для подготовки товаров к продаже (при размещении в отдельном помещении), комплектовочные, приемочные | 16 | 2 | 1 |
Кладовые (неохлаждаемые): хлеба, кондитерских изделий гастрономии, рыбы, молока, фруктов, овощей, солений, вина, пива, напитков обуви, парфюмерии, товаров бытовой химии, химикатов прочих товаров | 16 8 16 16 | — — — — | 0,5 1 2 0,5 |
Помещение подготовки товаров к продаже (при размещении в отдельном помещении), комплектовочные, приемочные, экспедиции | 16 | 2 | 1 |
Помещения демонстрации новых товаров (при размещении в отдельном помещении) | 16 | 2 | 2 |
Гладильные | 16 | По расчету | По расчету |
Помещение для механизированного прессования бумажных отходов | 16 | — | 1,5 |
Помещения для хранения: упаковочных материалов и инвентаря контейнеров обменного фонда тары уборочного инвентаря, моющих средств бельевая Мастерские, лаборатории | 16(8) — 8 16 18 18 | — — — — — 2 | 1 1 1 1,5 0,5 3(2) |
Охлаждаемые камеры для содержания: мяса, полуфабрикатов, гастрономии рыбы овощей, фруктов, кондитерских изделий, напитков мороженое, пельмени и т.п. пищевых отходов | 0 -2 4 -12 2 | — — 4 Период. — | — — 4 10 |
Машинные отделения охлаждаемых камер с воздушным охлаждением | 5 | По расчету | |
Машинные отделения охлаждаемых камер с водяным охлаждением | 5 | 2 | 3 |
Конторские помещения, комната персонала, главная касса, помещение охраны, опорный пункт АСУ | 18 | — | 1 |
Гардеробные, подсобная для персонала предприятия общественного питания, комната для приема пищи | 16 | — | 1 |
Общественные туалеты для покупателей и туалеты для персонала | 16 | — | 50 м3/ч на унитаз |
Душевые | 25 | — | 5 |
Комната-профилакторий (при размещении магазина в подземных этажах) | 20 | — | 60 м3/ч на чел |
Помещения приема и выдачи заказов | 12 | — | 1 |
Помещения приема стеклотары | 16 | — | 1 |
Здравпункт | 20 | 1 | 1 |
Проектирование и монтаж вентиляции в магазинах
Этапы проектных работ
При проектировании учитываются требования нормативной документации, площадь объекта, перечень используемого оборудования и его мощность. Основные этапы:
- Расчет воздухообмена для каждого помещения, размеров и количества воздуховодов, уровня шума.
- Выполнение схем и чертежей с учетом пожеланий заказчика и дизайнера проекта.
- Согласование планируемых работ со смежниками: строителями, электриками, сантехниками.
- Составление проекта с сопроводительной документацией: пояснительной запиской, графиком работ, списком оборудования.
- На стадии завершения рабочий проект заверяется обеими сторонами, после чего начинается монтаж.
В зависимости от ассортимента магазина, подбор вентиляционных устройств выполняется с учетом особых требований:
При продаже одежды – дополнительный контроль влажности.
Для точек реализации бытовой химии – наличие фильтров на вытяжках, при размещении в торговом центре должна быть автономная система.
Для продуктовых точек – использование дополнительного оборудования (кондиционеров, рекуператоров) из-за наличия холодильных шкафов, камер и витрин.
При продаже цветов – применение специального климатического оборудования для устранения неприятных запахов и влажности.
Важно: в жилом доме система устраивается с отдельной вытяжкой на крыше. В торговом центре с делением на зоны устанавливается центральный кондиционер или система чиллер-фанкойл. При разработке проекта учитываются размеры помещений, архитектурные особенности строений, ориентированность по сторонам света и т. д.
Как рассчитать вентиляцию для магазина?
Этапы монтажных работ
Требуется для подбора вентиляционного оборудования. Необходимые вычисления проводятся с учетом следующих норм и требований:
- Точки забора воздуха размещаются на уровне не менее 2 м над уровнем земли в местах наименьшего загрязнения.
- Вытяжные трубы на крыше имеют высоту не менее 1 м.
- Приточная вентиляция в магазине в жилом доме и других торговых точках оснащается системой фильтров и обогрева.
При расчетах исходят из средних показателей:
Для 1 постоянно пребывающего в помещении человека достаточно воздуха 60 м³/ч, для временно находящегося – 20 м³/ч.
В торговых точках непродовольственной группы на 1 чел. приходится 3,5-5 м², в продовольственных – 2,5 м².
Работы по установке вентиляции в магазине проходит в несколько этапов:
- Подготовка. Изучается проектная документация, закупается оборудование, проводится согласование работ. На месте проверяется доступность к точкам монтажа и подготавливаются пути для укладки коммуникаций.
- Монтаж. Подготовленные узлы системы после проверки работоспособности устанавливаются в запланированных местах и подсоединяются к коммуникациям.
- Пуско-наладочные работы. Проводится тестовый запуск с замером всех показателей работы системы.
- При несоответствии требованиям нормативных документов и планируемым параметрам мастера проводят переналадку вентиляции.
- Завершение монтажа. Сдача объекта в эксплуатацию – окончательные испытания в присутствии заказчика. По окончании подписывается приемо-сдаточный акт с передачей клиенту пакета проектной и технической документации.
Особенности вентиляции магазина в жилом доме
Для торговых точек, встроенных или пристроенных к жилым домам разработан отдельный порядок ввода в эксплуатацию. Среди основных — получение санитарно-эпидемиологической службы на наличие ПДК вредных веществ, уровня шума, вибрации и других последствий неправильно работающей системы вентиляции. Основное правило при проектировании вентиляционных сетей — отсутствие последствий, нарушающих покой и условия жизни постояльцев квартир.
Кроме того, правилами предусмотрено требование о самостоятельной вентиляции магазина, расположенного в жилом доме и не соединяющейся с общей вентиляционной шахтой. Из этого следует особенное решение, связанное с устройством дорогостоящего вытяжного вентиляционного короба на фасаде дома. Сам короб закрепляется на фасаде, до самой крыши здания, возвышаясь над карнизом здания не менее чем на метр.