Вентиляция магазинов

В магазинах с различным ассортиментов товаров необходимо поддерживать заданные параметры воздуха (температуру и влажность). Для соблюдения норм предусматривают приточно-вытяжные вентиляционные устройства и системы кондиционирования, установленные в торговых залах, складских и административных комнатах. Вентиляция магазина, согласно ряду нормативных документов (СНиП 2.08.02.89, СНиП 2.04.05-91 и др.), предназначена для сохранности товаров, а также комфортного пребывания покупателей и персонала. При больших скоплениях людей в закрытом помещении скапливаются недопустимые концентрации:

  • углекислого газа;
  • болезнетворных микробов;
  • пыли;
  • вредных летучих соединений

Наши преимущества

Выполним расчет, проектирование и монтаж вентиляции в магазине под ключ

Подберем оптимальное техническое решение, спроектируем систему и осуществим запуск, наладку вентиляции

Все работы выполняются на основании рабочей схемы и по проекту на основании СНИП, СП

Форма обратной связи

[formaQ id="5" type="inline" align="center" ]

Типы вентиляции

Системы вентиляции в магазинах обязательно должны иметь механическое побуждение, естественная вентиляция не применяется при проектировании систем вентиляции магазинов. Для обеспечения гигиенических и технических нормативов, согласно требованиям, весь объем поступившего воздуха должен полностью (на 98-100%) компенсироваться вытяжной системой.
Выбор вентиляционной установки зависит от нескольких факторов:

  • товарной специализации;
  • количества, площади и предназначения помещений;
  • этажности здания;
  • местоположения – в отдельно стоящем здании или только его части.

Вентиляция для магазина бывает нескольких типов:

  • По способу подачи воздуха – естественная (обычное проветривание) и принудительная (с использованием нагнетательного оборудования).
  • По назначению – приточная вентиляция (подающая поток снаружи), вытяжная (удаляющая отработанные загрязнения), приточно-вытяжная (совмещающая в себе оба вида).
  • По локальности воздействия – местная (действует на определенном участке: вытяжные зонты, воздушные подушки и др.) и общеобменная (очищает воздух во всем помещении).
  • По конструкции – бесканальная (вентилятор в стене или перекрытии) или канальная (состоит из оборудования, соединенного воздуховодами).

Требования и нормы

Системы вентиляции магазина предусматривают в зависимости от размеров торговых площадей:

  • Для торговых точек площадью менее 250 м² допускается естественное проветривание подсобных помещений.
  • При площади менее 400 м² используются принудительные общеобменные устройства приточно-вытяжного типа.
  • В торговых залах площадью 500-600 м² допускается применение рекуператоров.
  • Для супермаркетов и торговых центров с зональным разделением на товарные группы обязательно использование центрального кондиционера.

В соответствии с нормами СанПин вентиляция магазинов оснащается оборудованием для рециркуляции: вторичное использование воздуха после многоступенчатой фильтрации и разбавления свежими воздушными массами.

  • вентиляция продуктового магазина предусматривает режим поглощения лишнего тепла от спецоборудования, людей, а также всех видов излучения, обязательно проводится проверка на ПДК угольного ангидрида или углекислоты (СО2);
  • при расчете учитывают, что для покупателей и продавцов выделение СО2, независимо от времени суток и периода года, составляет около 20 л. в час на одного человека;
  • для магазинов, расположенных на 1-х этажах общественных и жилых домов, проектируют автономные системы, независимые от вентиляционных систем других частей строения;
  • учитывается содержание углекислоты в атмосферном воздухе снаружи; стандартные параметры, которые берутся в расчет: в черте города — 0.5 л/куб.м., за городом 0.4 л/куб.м.;
  • составляя проект вентиляции магазина, за расчет берут летние и зимние температуры, а, соответственно, и режимы подогрева и охлаждения;
  • в разгрузочно-погрузочных помещениях рекомендуют устанавливать воздушно-тепловые завесы, чтобы создавать оптимальные условия для эффективной преграды холодных потоков воздуха зимой.

Таблица 1 - Показатели кратности воздухообмена

Тип помещения Расчетная температура воздуха
в холодный период года
Кратность воздухообмена в час (приток) Кратность воздухообмена в час (вытяжка)
Торговые залы магазинов площадью 400 м2 и менее:

продовольственных

непродовольственных

16

16

По расчету

1

1

Торговые залы магазинов площадью более 400 м2:

продовольственных

непродовольственных

16

16

По расчету

По расчету

Разрубочная 10 3 4
Разгрузочные помещения 10 По расчету По расчету
Помещения для подготовки товаров к продаже (при размещении в отдельном помещении), комплектовочные, приемочные 16 2 1
Кладовые (неохлаждаемые):

хлеба, кондитерских изделий

гастрономии, рыбы, молока, фруктов, овощей, солений, вина, пива, напитков

обуви, парфюмерии, товаров бытовой химии, химикатов

прочих товаров

16

8

16

16

0,5

1

2

0,5

Помещение подготовки товаров к продаже (при размещении в отдельном помещении), комплектовочные, приемочные, экспедиции 16 2 1
Помещения демонстрации новых товаров (при размещении в отдельном помещении) 16 2 2
Гладильные 16 По расчету По расчету
Помещение для механизированного прессования бумажных отходов 16 1,5
Помещения для хранения:

упаковочных материалов и инвентаря

контейнеров обменного фонда

тары

уборочного инвентаря, моющих средств

бельевая

Мастерские, лаборатории

16(8)

8

16

18

18

2

1

1

1

1,5

0,5

3(2)

Охлаждаемые камеры для содержания:

мяса, полуфабрикатов, гастрономии

рыбы

овощей, фруктов, кондитерских изделий, напитков

мороженое, пельмени и т.п.

пищевых отходов

0

-2

4

-12

2

4

Период.

4

10

Машинные отделения охлаждаемых камер с воздушным охлаждением 5 По расчету
Машинные отделения охлаждаемых камер с водяным охлаждением 5 2 3
Конторские помещения, комната персонала, главная касса, помещение охраны, опорный пункт АСУ 18 1
Гардеробные, подсобная для персонала предприятия общественного питания, комната для приема пищи 16 1
Общественные туалеты для покупателей и туалеты для персонала 16 50 м3/ч на унитаз
Душевые 25 5
Комната-профилакторий (при размещении магазина в подземных этажах) 20 60 м3/ч на чел
Помещения приема и выдачи заказов 12 1
Помещения приема стеклотары 16 1
Здравпункт 20 1 1

Проектирование и монтаж вентиляции в магазинах

Проектирование вентиляции магазина требует подготовки технического задания, с учетом вытяжных локальных устройств над кухонным оборудованием и приточных вентиляторов, расположенных в зале для гостей. При составлении проекта и сметной документации учитываются все нормы и нюансы. Мы предложим несколько вариантов реализации системы.

Монтаж вентиляции в магазинах выполняют строго на основании проектно-сметной документации. Работы осуществляют с учётом инструкций заводов, производящих оборудование, а также требований противопожарной защиты. Мы выполняем услуги по монтажу вентиляции под ключ. Используем проверенное оборудование от ведущих производителей.

Этапы проектных работ

При проектировании учитываются требования нормативной документации, площадь объекта, перечень используемого оборудования и его мощность. Основные этапы:

  • Расчет воздухообмена для каждого помещения, размеров и количества воздуховодов, уровня шума.
  • Выполнение схем и чертежей с учетом пожеланий заказчика и дизайнера проекта.
  • Согласование планируемых работ со смежниками: строителями, электриками, сантехниками.
  • Составление проекта с сопроводительной документацией: пояснительной запиской, графиком работ, списком оборудования.
  • На стадии завершения рабочий проект заверяется обеими сторонами, после чего начинается монтаж.

В зависимости от ассортимента магазина, подбор вентиляционных устройств выполняется с учетом особых требований:

При продаже одежды – дополнительный контроль влажности.
Для точек реализации бытовой химии – наличие фильтров на вытяжках, при размещении в торговом центре должна быть автономная система.
Для продуктовых точек – использование дополнительного оборудования (кондиционеров, рекуператоров) из-за наличия холодильных шкафов, камер и витрин.
При продаже цветов – применение специального климатического оборудования для устранения неприятных запахов и влажности.

Важно: в жилом доме система устраивается с отдельной вытяжкой на крыше. В торговом центре с делением на зоны устанавливается центральный кондиционер или система чиллер-фанкойл. При разработке проекта учитываются размеры помещений, архитектурные особенности строений, ориентированность по сторонам света и т. д.

Как рассчитать вентиляцию для магазина?

Этапы монтажных работ

Требуется для подбора вентиляционного оборудования. Необходимые вычисления проводятся с учетом следующих норм и требований:

  • Точки забора воздуха размещаются на уровне не менее 2 м над уровнем земли в местах наименьшего загрязнения.
  • Вытяжные трубы на крыше имеют высоту не менее 1 м.
  • Приточная вентиляция в магазине в жилом доме и других торговых точках оснащается системой фильтров и обогрева.

При расчетах исходят из средних показателей:
Для 1 постоянно пребывающего в помещении человека достаточно воздуха 60 м³/ч, для временно находящегося – 20 м³/ч.
В торговых точках непродовольственной группы на 1 чел. приходится 3,5-5 м², в продовольственных – 2,5 м².

Работы по установке вентиляции в магазине проходит в несколько этапов:

  • Подготовка. Изучается проектная документация, закупается оборудование, проводится согласование работ. На месте проверяется доступность к точкам монтажа и подготавливаются пути для укладки коммуникаций.
  • Монтаж. Подготовленные узлы системы после проверки работоспособности устанавливаются в запланированных местах и подсоединяются к коммуникациям.
  • Пуско-наладочные работы. Проводится тестовый запуск с замером всех показателей работы системы.
  • При несоответствии требованиям нормативных документов и планируемым параметрам мастера проводят переналадку вентиляции.
  • Завершение монтажа. Сдача объекта в эксплуатацию – окончательные испытания в присутствии заказчика. По окончании подписывается приемо-сдаточный акт с передачей клиенту пакета проектной и технической документации.

Особенности вентиляции магазина в жилом доме

Для торговых точек, встроенных или пристроенных к жилым домам разработан отдельный порядок ввода в эксплуатацию. Среди основных — получение санитарно-эпидемиологической службы на наличие ПДК вредных веществ, уровня шума, вибрации и других последствий неправильно работающей системы вентиляции. Основное правило при проектировании вентиляционных сетей — отсутствие последствий, нарушающих покой и условия жизни постояльцев квартир.

Кроме того, правилами предусмотрено требование о самостоятельной вентиляции магазина, расположенного в жилом доме и не соединяющейся с общей вентиляционной шахтой. Из этого следует особенное решение, связанное с устройством дорогостоящего вытяжного вентиляционного короба на фасаде дома. Сам короб закрепляется на фасаде, до самой крыши здания, возвышаясь над карнизом здания не менее чем на метр.